Мамонты-диссиденты
Среди пещерных людей тоже были свои Ван Гоги и Шишкины, а среди мамонтов — упертые индивидуалы. Об этом можно узнать под сводами Саблинских пещер, где петербургские спелеологи выставили копии знаменитых палеонтологических рисунков. Авторы оригиналов точно не против этих утверждений — ведь они вымерли еще 15 тысяч лет назад.
Кириллицу придумали кроманьонцы?
Уникальные наскальные изображения были открыты в 1959 году — за тысячи километров от Ленинградской области. В Каповой пещере в Башкирии в заповеднике Шульанташ их обнаружил советский исследователь Александр Рюмин. Это была научная сенсация. Прежде подобные художества встречались только в Западной Европе — во Франции и в Испании, а тут выяснилось, что и у нас, на Урале, у кроманьонцев (обобщающее название людей эпохи позднего палеолита. — Ред.) был свой культурный центр. Правда, что удивительно, рисунки «отечественных» мастеров и «иностранных» — практически одинаковые. Почему — загадка.
Полвека изображения Каповой пещеры исследовали разные поколения ученых. Спорили, кто изображен на камне: мамонт, шерстистый носорог или древний олень. Нашли даже портрет человека — предположительно хозяина пещеры Шульгана.
— Но животные и люди — это лишь четверть найденных изображений, большая часть живописи — знаки, похожие на зачатки письменности и счета. Некоторые символы даже похожи на нашу кириллицу, — рассказывает главный смотритель Левобережной Саблинской пещеры и инициатор копирования древних рисунков Юрий Ляхницкий.
В последние годы стало возможно изучать рисунки с помощью цифровых технологий. И в невнятных розовых пятнах проявились стада быков и мамонтов. Выяснилось, что древние художники тоже были самокритичны — перерисовывали свои работы. А «полотна» конкурентов уничтожали!
— Может, глобальное потепление сказывается, а может, влияние человека — возле башкирской пещеры сделали водохранилище, но рисунки начали плакать. Они потекли, — говорит коллега Ляхницкого секретарь комиссии спелеологии Русского географического общества в Петербурге Антон Юшко.
Из-за угрозы затопления вход в Каповую пещеру для туристов теперь закрыт. Потому Ляхницкий и решил скопировать наиболее выдающиеся произведения наскальных художников на стены Саблинских пещер.
Ежик в пещере
Когда 10 лет назад Юрий Ляхницкий начал создавать музей в Левобережной пещере, она тоже была сплошь покрыта «наскальными росписями». Только не такими древними, как в Башкирии. В Ленобласти постарались «неандертальцы» наших дней. Пришлось все соскабливать. Хотя наиболее интересные работы — ежика, Будду и скульптурный портрет монаха — оставили. Для археологов будущих веков.
— А это уже копии самих рисунков из Башкирии, — показывает красные фигурки Ляхницкий. — Вот мамонтиха с мамонтенком и редкий вид мамонта — полностью закрашенный. Остальных почему-то рисовали только контуром, а этот, видимо, самый главный мамонт, вожак стаи.
На соседней стене еще один странный древний слон. Все его сородичи, а также вымершие давно лошади, быки и носороги бегут за солнцем, по стене налево, и только он один — против всех, направо. Палеонтологи назвали его «мамонт-диссидент».
Всего из 173 обнаруженных в Уральской пещере рисунков в Саблино скопировано 30. Оригиналы писались специальными красками. Древнему художнику нужно было находить железосодержащие породы, измельчать их, смешивать с животным жиром, чтобы рисунок сохранился надолго.
— В Каповой пещере мастера вписывали животных в рельеф стены, при свете факелов и пении шаманов создавалось впечатление, что рисунки оживают, — уверяет Антон Юшко.
Под Петербургом такого эффекта добиться трудно. Песчаник, из которого образованы пещеры, плохо резонирует, нужной акустики не добиться. Зато в Саблино можно нарисовать своего быка или носорога — правда, на бумаге, но под сводами пещеры. Этим развлекают детей в конце экскурсии. У многих получается не хуже признанных мастеров-кроманьонцев.
Источник: «Московский комсомолец в Питере» mk-piter.ru/2009/01/30/004/